г. Минск, ул. Советская, д. 4, офис 28
пн-пт: 9.00 - 20.00
17.03.2016

Общие требования к правилам внутреннего контроля за финансовыми операциями установлены в Беларуси

Общие требования к правилам внутреннего контроля за финансовыми операциями установлены в Беларуси

Такое решение содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 1249, которым утверждены общие требования к правилам внутреннего контроля.

В частности, установлено, что правила внутреннего контроля (правила) определяются лицами, осуществляющими финансовые операции, с учетом названных требований к правилам внутреннего контроля. Банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», лизинговыми организациями правила определяются также с учетом требований, определяемых Национальным банком, иными лицами, осуществляющими финансовые операции, – также с учетом типовых правил внутреннего контроля, утверждаемых государственными органами, контролирующими деятельность лиц, осуществляющих финансовые операции.

Правила должны включать положения, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 30 июня 2014 года «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

При установлении процедур управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, лица, осуществляющие финансовые операции:

• определяют и классифицируют риски, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;
• осуществляют оценку рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, в том числе риска работы с клиентом, по шкале риска, которая не может состоять менее чем из двух степеней (низкая, высокая), с учетом факторов, влияющих на повышение (понижение) степени рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.

В зависимости от степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, правила должны предусматривать соответствующие меры внутреннего контроля.

Порядок применения мер внутреннего контроля в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения должен предусматривать следующие основные направления:

• проведение идентификации участников финансовых операций в случаях, предусмотренных законодательством;
• мониторинг финансовых операций иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь, членов их семей и приближенных к ним лиц, а также организаций, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица, в соответствии с установленным правилами порядком работы с информацией об этих лицах;
• мониторинг денежных (банковских, почтовых) переводов в (из) государство (на © территорию), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
• выявление, документальное фиксирование финансовой операции, подлежащей особому контролю, и представление соответствующих сведений в орган финансового мониторинга;
• приостановление и (или) отказ в осуществлении финансовой операции, отказ от выполнения поручения отправителя (плательщика), отказ в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
• хранение сведений и документов (их копий), полученных в результате идентификации клиентов, их представителей, а также иных сведений и документов, получение (составление) которых предусмотрено законодательством и (или) правилами, либо заменяющих их копий.

Порядок приостановления и возобновления финансовой операции должен предусматривать сроки и механизм принятия соответствующих мер лицом, осуществляющим финансовую операцию.

Также установлено, что для фиксирования данных, полученных при проведении идентификации клиентов и их представителей (при отсутствии клиента), используется анкетирование – составление лицами, осуществляющими финансовые операции, анкеты, содержащей данные о клиенте, в том числе его представителе, бенефициарном владельце, выгодоприобретателе (при наличии), и его деятельности.

Кроме того, правила должны содержать: сроки и порядок обновления (актуализации) информации о клиентах, их представителях и выгодоприобретателях (при наличии); критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций; порядок документального фиксирования финансовых операций, подлежащих особому контролю; порядок хранения сведений и документов (их копий), в том числе с учетом обеспечения возможности своевременного доступа к ним органа финансового мониторинга, уполномоченных государственных органов и органов уголовного преследования в случаях, установленных законодательством; требования к квалификации и подготовке соответствующих должностных лиц, а также лиц, осуществляющих финансовые операции, которые не являются организациями; требования к квалификации и подготовке соответствующих должностных лиц и иных работников лиц, осуществляющих финансовые операции, по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения с учетом особенностей деятельности лиц, осуществляющих финансовые операции, а также порядок проверки их знаний в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Постановление вступило в силу 4 января 2015 г.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь.

 

Оставить заявку


Неверное значение

Неверное значение

Неверное значение

Пожалуйста, подтвердите что вы не робот

Отзывы наших клиентов

Благодарственное письмо от компании "СМР-ВладАрт"

«ООО «СМР-ВладАрт» благодарит Рашкевича Алексея, зарекомендовавшего себя как высококвалифицированного специалиста, готового взяться за решение проблемы любой сложности. За год нашего сотрудничества Алексей неоднократно представлял интересы компании перед нашими контрагентами, выстраивая четкую, юридически обоснованную позицию, занимался разработкой договоров, максимально учитываю специфику их исполнения. Рады порекомендовать Рашкевича Алексея всем руководителям, заинтересованным в надежной правовой поддержке своего бизнеса.»

Благодарственное письмо от юридической компании "Левагус"

«Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Левагус» выражает свою благодарность Рашкевичу Алексею за юридически обоснованное мнение по вопросам, относящимся к корпоративной практике, в том числе создания на территории Республики Беларусь юридических лиц с иностранным капиталом, сделок M&A, процедур, связанных с реструктуризацией бизнеса.»

Благодарственное письмо от компании "Кварта Логистик"

«Динамично развивающаяся на рынке железнодорожных перевозок компания «Кварта Логистик», в лице руководителя Ибкаева Сиражди Якубовича, благодарит Рашкевича Алексея Викторовича за проделанную работу по государственной регистрации нашей компании и её правовой поддержке при осуществлении хозяйственной деятельности. Алексей проявил себя как грамотный специалист, знающий тонкости и нюансы создания бизнеса не территории Республики Беларусь. Желаем удачи в развитии Вашего бизнеса!»

Средний рейтинг:

Все отзывы