г. Минск, ул. Советская, д. 4, офис 28
пн-пт: 9.00 - 20.00
14.03.2016

Регистрируем фирму самостоятельно

Регистрируем фирму самостоятельно

Процедура создания и государственная регистрация коммерческой организации в Республики Беларусь была сильно упрощена изданием Декрета Президента Республики Беларусь 16 января 2009 года № 1, которым был введен заявительный принцип государственной регистрации.
В этой статье я поэтапно опишу процедуру создания и государственной регистрации коммерческой организации в Республике Беларусь.

Этап 1. Согласование наименования.
В первую очередь необходимо определиться с выбором организационно-правовой формы вновь создаваемой организации и, конечно же, с ее фирменным наименованием. Согласовать наименование можно как путем личного обращения, так и посредством направления заявления почтой. Процедура согласования наименования подробно описана в статье «ВИЗИТКА ОРГАНИЗАЦИИ» ИЛИ КАК СОГЛАСОВАТЬ НАИМЕНОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

Этап 2. Определить местонахождение.
п.2 ст. 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Для таких организационно-правовых форм как частное унитарное предприятие и крестьянское (фермерское) хозяйство местом положения может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица — собственника имущества частного унитарного предприятия, главы крестьянского (фермерского) хозяйства в одном из следующих случаев:
• жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) — с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;
• он постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, — с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).
Данная норма закреплена в п. 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1.
Для иных организационно-правовых форм местом нахождения может быть только нежилое помещение, так как в соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Республики Беларусь жилое помещение — предназначенное для проживания граждан помещение, отапливаемое, имеющее естественное освещение и соответствующее санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Этап 3. Принимаем решение о создании.
Вид решения о создании коммерческой организации прямо зависит о выбранной Вами организационно-правовой формы.
В случае создания Вами хозяйственного общества (для удобства рассмотрим такие организационно-правовые формы как ООО (ОДО)) указанное решение оформляется в виде протоколов:
1. собрания учредителей;
2. учредительного собрания.
В соответствии со ст. 11 Закона «О хозяйственных обществах» решение об учреждении хозяйственного общества принимается до учредительного собрания. В указанном решении должны быть определены:
• порядок осуществления учредителями совместной деятельности по созданию хозяйственного общества, их права и обязанности по созданию хозяйственного общества, в том числе порядок подготовки проекта устава хозяйственного общества;
• распределение между учредителями обязанностей по подготовке к государственной регистрации хозяйственного общества, в том числе по согласованию в установленном порядке наименования хозяйственного общества, открытию временного счета для аккумуляции денежных средств, предназначенных для формирования его уставного фонда, по совершению иных действий, установленных законодательством;
• размер уставного фонда, порядок внесения учредителями вкладов в уставный фонд;
• юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые будут осуществлять оценку стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества или проводить экспертизу достоверности оценки стоимости неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества;
• учредитель хозяйственного общества, уполномоченный на подписание заявления о государственной регистрации, в случае, если количество учредителей хозяйственного общества более трех и ими принято решение уполномочить одного из них на подписание указанного заявления;
• порядок созыва и проведения учредительного собрания хозяйственного общества.
Стоит отметить, что учредители хозяйственного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его государственной регистрации и связанным с учреждением этого общества. Хозяйственное общество принимает на себя ответственность по обязательствам учредителей, связанным с учреждением этого общества, в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников хозяйственного общества.
Что касается второго протокола, а именно протокола учредительного собрания, то в соответствии со ст. 12 Закона «О хозяйственных обществах» на учредительном собрании хозяйственного общества учредители:
— утверждают оценку стоимости неденежных вкладов в уставный фонд хозяйственного общества (по сути, учредители утверждают ту денежную оценку неденежных вкладов, которую произвел профессиональный оценщик);
— утверждают устав хозяйственного общества;
— образуют органы хозяйственного общества и избирают их членов (например, избирают директора или управляющую организацию (управляющего), председателя общего собрания участников хозяйственного общества, ревизора (ревизионную комиссию));
— решают иные вопросы, предусмотренные Законом «О хозяйственных обществах».
С решением о создании коммерческой организации в виде унитарного предприятие все немного прозе, т.к. решение о создании такой организации оформляется, как правило, единым документом (решением), в котором отражаются намерения создания частного предприятия, размер и состав уставного фонда, местонахождение, наименование такого предприятия, утверждается устав, избрание исполнительного органа предприятия.

Этап 4. Подготовка и представление документов для государственной регистрации.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации коммерческой организации определен в п. 14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1.
Что касается подготовки и утверждения устава вновь создаваемой организации, то несмотря на наличие в глобальной сети Интернет огромного количества шаблонов уставов различных организационно-правовых форм, к этому вопросу необходимо подойти очень чем серьезно.
Устав Вашей организации должен не только четко устанавливать внутренний регламент компании, но и соответствовать определенным законодательством требованиям для юридического лица выбранной Вами организационно-правовой формы. Сетовать, на то, что в регистрирующем органе зарегистрировали Ваш устав, а следовательно он соответствует предъявляемым законодательством требованиям не стоит, т.к регистрирующий орган, принимая документы для государственной регистрации, не проверяет содержание устава. Любое несоответствие или противоречие норм устава действующему законодательству может впоследствии послужить основанием для судебного разбирательства по факту признания регистрации незаконной в связи с указанием учредителями юридического лица при его государственной регистрации недостоверных сведений, а доход, полученный в результате деятельности указанного коммерческой организации, взыскивается в бюджет.

Этап 5. Постановка на учет.
Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации коммерческой организации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие:
• постановку на учет в налоговых органах;
• постановку на учет в органах государственной статистики;
• постановку на учет в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
• регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».
Следует отметить, что постановка на учет в указанных государственных органах осуществляется без участия созданной организации.

Этап 6. Изготовление печати.
Основанием для обращение за изготовлением печати созданной коммерческой организации, в соответствии с ч. 7 п. 23 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

Этап 7. Открытие расчетного (текущего) счета.
После прохождения процедуры государственной регистрации, вновь созданная коммерческая организация вправе открыть расчетный (текущий) счет, представив в банк документы, в соответствии с 2.3. Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, а именно:
• заявление на открытие текущего (расчетного) счета;
• копию (без нотариального засвидетельствования) устава, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, — для юридического лица;
• карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

Подводя итог, хочется отметить, что обращаясь за оказанием юридической помощи к квалифицированному юристу, Вы экономите свое время, а также минимизируете возможные риски, связанные с созданием и государственной регистрацией коммерческой организации.

С тарифами можно ознакомиться здесь.

 

Оставить заявку


Неверное значение

Неверное значение

Неверное значение

Пожалуйста, подтвердите что вы не робот

Отзывы наших клиентов

Благодарственное письмо от компании "СМР-ВладАрт"

«ООО «СМР-ВладАрт» благодарит Рашкевича Алексея, зарекомендовавшего себя как высококвалифицированного специалиста, готового взяться за решение проблемы любой сложности. За год нашего сотрудничества Алексей неоднократно представлял интересы компании перед нашими контрагентами, выстраивая четкую, юридически обоснованную позицию, занимался разработкой договоров, максимально учитываю специфику их исполнения. Рады порекомендовать Рашкевича Алексея всем руководителям, заинтересованным в надежной правовой поддержке своего бизнеса.»

Благодарственное письмо от юридической компании "Левагус"

«Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Левагус» выражает свою благодарность Рашкевичу Алексею за юридически обоснованное мнение по вопросам, относящимся к корпоративной практике, в том числе создания на территории Республики Беларусь юридических лиц с иностранным капиталом, сделок M&A, процедур, связанных с реструктуризацией бизнеса.»

Благодарственное письмо от компании "Кварта Логистик"

«Динамично развивающаяся на рынке железнодорожных перевозок компания «Кварта Логистик», в лице руководителя Ибкаева Сиражди Якубовича, благодарит Рашкевича Алексея Викторовича за проделанную работу по государственной регистрации нашей компании и её правовой поддержке при осуществлении хозяйственной деятельности. Алексей проявил себя как грамотный специалист, знающий тонкости и нюансы создания бизнеса не территории Республики Беларусь. Желаем удачи в развитии Вашего бизнеса!»

Средний рейтинг:

Все отзывы